Концепции решения проблем ЖКХ
  Многие заявляют, что у России должен быть свой собственный тип развития, не похожий ни на Восток, ни на запад, видимо именно поэтому мы идем напролом, презирая опыт других и игнорируя здравый смысл. Конечно, есть поговорка, что учатся только на собственных ошибках, но у нас почему-то, раз за разом совершаются эти ошибки. Сегодня на территории страны сложилась абсолютно абсурдная ситуация, при которой наиболее распространенной формой собственности в городах является самая малоэффективная из всех возможных – муниципальные дома с приватизированными квартирами и без последних. Ладно бы они просто существовали, но их количество еще и постоянно нарастает!!! Где логика то? Правительство вместо того, чтобы сокращать количество неэффективных с точки зрения управления, форм собственности планирует увеличивать их количество за счет ускоренной приватизации квартир в старых домах и строительства новых муниципальных высоток. А ведь муниципальное жилье ни в одной из стран мира не котируется и у него те же самые проблемы, что и в нашей стране, в нем самый плохой набор услуг. У нас же в стране развитие подобных форм собственности является самой “многообещающей” стратегией для решения проблем населения. И решать проблемы жилья пытаются выводя муниципальную собственность на самоокупаемость, повышая квартплату, а ведь во всем мире квартплата за квартиры в домах с муниципальной формой собственностью составляет максимум 40-60% от реальной ставки, остальное доплачивает государство.

  Сегодня в России существует три концепции направленных на решение проблем ЖКХ.

  Первая концепция существует в рамках официальной правительственной программы. Основная мысль, заложенная в данной концепции – это, несовместимая с опытом передовых стран, практика уменьшения доли государства в оплате счетов ЖКХ, и соответственно увеличение этой доли, изымаемой из кошельков населения. Далее адресная программа поддержки наиболее неимущих слоев населения, попытка внедрить конкуренцию в среде коммунального обслуживания и появление специальных персональных жилищных счетов, за счет которых квартиранты якобы будут расходовать свои средства более эффективно. Переведем на русский – квартиранты будут платить всю квартплату полностью, при этом ее размер никак не будет привязан к качеству оказываемых населению услуг. Основной показатель, ложащийся в основу расчета квартплаты – это количество затрат на содержание дома, которые, как показывает многолетняя практика, уже вошедшая в традицию и привычку в нашем государстве, будут превышать все мыслимые пределы и будут расходоваться крайне неэффективно. И не надо говорить, что мы придумали какие – то там новые эффективные механизмы, да не будут они работать. Вы сами подумайте, как государство будет собирать повысившуюся почти в два раза квартплату со своих домов, если даже сейчас сорок процентов из числа населения этих домов не могут, или не хотят ее выплачивать, ученые из Российской академии наук предполагают, что число неплательщиков в результате реализации этой программы достигнет семидесяти процентов. Выход видится один – драконовские методы сбора оплаты с выселениями несогласных, под слезы детей и крики разъяренных толп. Впрочем, президент заявляет, что 100% оплата услуг ЖКХ не главное, главное – эффективность функционирования.

  Вторая концепция – либеральная. Появилась она по инициативе партий Яблоко и СПС, помните, были раньше такие партии в Госдуме, либеральные. Основная мысль концепции – это приватизация всех объектов ЖКХ, невзирая на специфику их функционирования и форм. Концепция в свое время успешно реализовывалась по всей России, кстати, самая неэффективная форма управления - муниципальные многоквартирные дома с приватизированными квартирами, появилась именно в результате реализации данной концепции.

  Третья концепция – это Московская модель. Она похожа на уже описанную правительственную программу, исключением является, пожалуй, то, что Московские власти находятся ближе к населению, если не страны, то уж Москвы точно, и осознают, что бюрократический аппарат власти решить проблему не в состоянии, а следовательно нужен более эффективный механизм жилищно коммунальными услугами. Таким механизмом правительство Лужкова выбрало использование товариществ собственников жилья, обычно используемое на Западе при управлении кондоминиумами.

  Итак, если сделать выводы по вышеизложенному материалу, то мы придем к следующему заключению - современная структура форм собственности в городах и рядом не стоит с оптимальной. А для перелома этой ситуации необходимо:

  • прекратить строительство домов с муниципальной формой собственности;
  • остановить приватизацию квартир в муниципальных домах, в целях сокращения наиболее неэффективной из форм собственности;
  • принять меры направленные на увеличение доли арендного жилья, принадлежащего частным структурам;
  • увеличивать относительную долю кондоминиумов;
  • прекратить перевод ведомственных форм собственности в муниципальные, и начать их перевод в частный арендный сектор с привлечением заинтересованных в данном рынке инвесторов.
  Данные действия в отличие от применяющихся сегодня действительно могут помочь решению проблем сферы жилищно-коммунальных услуг. А применяющаяся правительством практика огосударствления экономики к хорошим последствиям привести не может, сейчас складывается ощущение, что мы постепенно возвращаемся во времена СССР. В любом случае до того, как мы увидим первые последствия текущей политики, пройдет еще около десяти лет, а за это время случиться может многое, вплоть до смены курса власти, хотя последнее в текущих условиях, как раз маловероятно.

 
Политика конфидециальности
© 2006-2012 Greentown
.